О Нефтеюганске

Нефтеюганск основан в 1961

Статус города получил в 1967

Население Нефтеюганска (2011): 124 тыс.чел.

Телефонный Код Нефтеюганска: +7 (3463)

Подробнее...

Система Orphus

Главная Новости ХМАО-Югры Как через несколько лет будет выглядеть система обращения с мусором

Как через несколько лет будет выглядеть система обращения с мусором PDF Печать E-mail
01.04.2016 11:38
Раздельный сбор, переработка вторсырья, новые рабочие места – это то, к чему мы сейчас стремимся.
В настоящее время в России и Югре в частности идет работа по кардинальному изменению принципов утилизации отходов. Мы постарались разобраться, в чем ее цель и какими методами она будет достигаться.

Недавно Минстрой сообщил, что с 1 января 2017 года в платежных квитанциях россиян и юридических лиц вместо графы «Сбор и вывоз отходов» появится новый коммунальный платеж. Это связано с переводом услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из жилищного в коммунальное ведение. Идея в том, чтобы заинтересовать и побудить граждан сортировать мусор – размер платежа будет ниже для тех, кто его сортирует.

Рынок будет передан региональному оператору по обращению с отходами, которого определят в каждом субъекте по результатам конкурса. Размер платежа будут определять региональные власти. После утверждения единого тарифа и выбора оператора все организации, где образуются отходы, будут обязаны заключить с ним договор на их вывоз. Расчет платы будет производиться следующим образом – чем больше отходов, которые нельзя закопать или сжечь, тем ниже платеж за мусор. Отсортированное вторсырье оператор сможет продать заинтересованным переработчикам. Также предполагается создание собственных площадок.

Применительно к Югре

   Как все это будет выглядеть в нашем регионе? Мы поговорили об этом сзаместителем директора департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры, начальником управления использования вод­ных объектов и ООПТ, реализации мероприятий программ в области обращения с отходами Павлом Ващенко.

– Расскажите, о каком региональном операторе идет речь? Этот будет монополист?

– Необязательно, их может быть и несколько – это зависит от решения субъекта. Оператор несет ответственность за сбор, вывоз, утилизацию и захоронение отходов. Иными словами, он проводит конкурсы, заключает договоры и полностью отвечает за такие моменты, как наличие правильных контейнерных площадок, мест размещения отходов, грамотный вывоз, внедрение раздельного сбора, – все основные процедуры лягут на него.

Все те, кто образует отходы (население и компании), будут заключать договоры напрямую с оператором. А он – заключать договоры с предприятиями, которые занимаются сбором отходов, утилизацией, захоронением, вывозом. Оператор будет выбираться на срок не менее десяти лет. Контроль за его деятельностью будет осуществлять регион.

– Когда это заработает?

– Все должно произойти с момента опубликования Правительством РФ ряда подзаконных актов. В том числе – связанных с определением порядка выбора регионального оператора и критериями выбора. Сегодня эти акты еще не приняты. В проектах они существуют и пока проходят согласовательные мероприятия в Правительстве РФ. Между тем в конце 2015 года были внесены изменения в закон об охране окружающей среды. В их число входила позиция, в рамках которой вся тарифная политика для населения остается прежней до момента выбора регионами региональных операторов, но не позднее 1 января 2017 года.

– А как тариф будет определяться дальше?

– Оператор будет защищать тариф на свои виды деятельности в региональной службе по тарифам. Каждую единицу затрат они должны будут обосновать и подтвердить.

– С какой целью создается региональный оператор?

– Чтобы все-­таки весь образованный мусор был подконтролен. Чтобы можно было отследить его движение с момента образования до момента попадания на специализированные объекты размещения.

– Сейчас это не так?

– На данный момент существует ряд ситуаций, при которых нерадивые компании, отдельные физические лица сваливают мусор в несанкционированных местах, чтобы избежать платежей (для того, чтобы разместить отходы на полигоне, нужно заплатить деньги). Им проще собрать с людей средства за размещение, но не довезти мусор до полигона. Административная ответственность за это существует. Но еще нужно поймать, доказать и наказать. Это целая процедура. Она сейчас применяется, и довольно успешно. Но работы там много.

По новой схеме региональный оператор будет рассчитываться с такими компаниями, только если они представят доказательства, что эту услугу оказали в полном объеме.

– А что с раздельным сбором?

– Сегодня Минстроем разрабатывается порядок обращения с коммунальными отходами, который будет включать в себя еще и позиции по сбору и раздельному сбору. В рамках этого порядка предусматривается организация контейнерных площадок. Но на сегодня нет такого закона, который заставил бы людей сортировать отходы. Опыт показывает, что все равно часть населения продолжает все сваливать в «общий котел». По нормативно-­правовому акту, который они готовят, ясно, что если в регионе будет налажен раздельный сбор, то часть отходов просто не доедет до полигонов – они будут отбираться и перерабатываться. Это дает экономию платежа за сбор и утилизацию для населения. В едином тарифе это будет отражено. Все, что будет отобрано (бумага, пластик, полиэтилен), пойдет во вторичную переработку. Этим займется бизнес.

– Какой?

– Политика округа в области обращения с отходами строится сегодня таким образом, чтобы мы не только организовали сырьевую базу, но еще и сформировали перерабатывающую отрасль. Пусть это звучит громко, но начинать с чего-­то нужно. Мы создаем условия для инвестиций – проектируем комплексные объекты, предоставляем инвестору землю, проект, возможность осуществлять деятельность не только по сортировке отходов, но еще и по переработке (и мы будем требовать этого в рамках установленного законом порядка). На конкурсной основе инвестору будет предлагаться утилизировать часть отходов на этих объектах (прессовать бумагу, лить плитку – все, что выгодно для продажи). В рамках концессионного соглашения это будет обязанностью. Причем они должны будут реализовать ее и доказать властям, что это работает, – чтобы на складах не накапливалась никому не нужная продукция. Конечно, мы не исключаем, что часть вторсырья будет попадать для переработки на более крупные заводы, за пределами региона. Речь идет о том, чтобы создать условия, когда это было бы выгодно всем – населению, предпринимателям.

– Это будет не компания с государственным участием? Речь идет о настоящем частном инвесторе?

– Региональный оператор – это только инвестор, только частные деньги. Он никоим образом не имеет отношения к власти.

– А найдется ли такой инвестор?

– Вопрос хороший, но, как мне кажется, здесь нужно искать корень нежелания инвесторов идти в этот бизнес. Один из основных – неплатежи населения. Особенно это касается кооперативов, частного сектора, которые непонятно как образуют отходы и что с ними делают. Здесь нужны будут какие-­то компенсации, очень внимательная претензионная работа. Иначе у оператора будет возникать кассовый разрыв.

– Насколько все это затратно?

– Раздельный сбор – один из вариантов. Понятно, что не все население будет пользоваться им. Второй вариант – сортировка на полигонах через специальные линии. Ее цена сегодня доходит до 200 миллионов рублей. Стоимость строительства современного полигона тоже высока. Большая часть нашей территории – болотистая местность, везде лицензионные участки, лесфонд, и потому подходящий земельный участок очень непросто найти, и это усложняет сам строительный процесс. В конце концов, это серьезно увеличивает стоимость объекта. Скажем, полигон для утилизации отходов из трех муниципалитетов (Пыть­-Ях, Нефтеюганск и Нефте­юганский район) стоит около миллиарда рублей. Строительство такого объекта ведется в течение двух лет.

Чтобы обеспечить такими объектами весь округ за два­-три года, нужны десятки миллиардов рублей. Субъект не может себе этого позволить, учитывая, что на нем висят другие социальные расходы. Поэтому нужно привлекать инвестиционные средства. Что мы сегодня и делаем в рамках концессионных соглашений. Но инвестор зарабатывает на тарифе, и он должен этот вложенный миллиард вернуть. Причем вернуть в течение 7–10 лет, иначе ему проще будет положить эти деньги в банк и получать проценты.

Скорее всего, это может так или иначе привести к увеличению тарифа на утилизацию отходов. Потому мы сегодня боремся над тем, чтобы необеспеченный человек не почувствовал этого на себе. Для него увеличение должно быть минимальным. Вопрос очень серьезный, и мы хотим объяснить населению, куда эти деньги пойдут. С обоснованием каждой затраченной копейки: почему именно такая мощность, почему именно в этом месте…

– На сколько может вырасти тариф?

– Смотрите: сегодня мы за горячую воду платим ежемесячно порядка тысячи, двух тысяч рублей. За утилизацию отходов – 50 рублей. Мы подсчитали, и вышло, что каждому гражданину субъекта, чтобы реализовать все эти программы, нужно будет отказаться от покупки одной пачки сигарет в месяц. Условно говоря, к существующему тарифу может быть добавлено 50–100 рублей. Скорее всего, он вырастет в 2–2,5 раза. Это пока наиболее реальная цифра. Но окончательно мы скажем, когда получим государственную экспертизу и поймем, сколько точно будут стоить объекты.

Все это долгий путь. Но другого нет. У нас очень серьезная структура региона, антропогенная нагрузка на природу безумная. Мы привыкли получать зарплату, большую, чем в других регионах, и наша святая обязанность – защитить природу.

Источник:"ugra-news.ru"

UGANSK.ORG
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Поиск по сайту