Первый подобный объект заработает под Нефтеюганском, а средства на его возведение привлекут из внебюджетных источников. Корреспондент РИЦ «Югра» постарался разобраться, насколько нужна переработка ТБО округу, в чём особенность современного рециклинга, и насколько выгодно делать деньги на мусоре.
Доходы из отходов
Мусорные свалки – неотъемлемый атрибут цивилизации. И если до середины ХХ века человечеству как-то удавалось справляться со своими отходами, то после активного внедрения пластиковой упаковки и алюминиевых банок мусорные горы стали достигать чуть ли не размеров Эвереста. Югре до таких проблем, к счастью, далеко, тем не менее, по данным Росприроднадзора, ежегодно в округе образуется без малого 5 миллионов тонн мусора. Пятую часть из них составляют коммунальные отходы, остальное приходится на долю производственных. Неудивительно, что окружные власти всерьёз озабочены темой утилизации ТБО. Программа правительства ХМАО-Югры до 2020 года предусматривает строительство комплексных межмуниципальных полигонов в Нягани, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Сургуте, Когалыме и Нижневартовске.
– Сейчас мы занимаемся выводом из лесфонда территорий, которые будут в дальнейшем использованы под полигоны ТБО, – пояснил корреспонденту РИЦ «Югра» источник в правительстве округа. – Ход реализации этого вопроса контролируется и в ручном режиме продвигается. До 2018 года этот вопрос будет закрыт. Общая сумма инвестиций составит порядка четырех миллиардов рублей.
Уже в следующем году начнётся строительство полигона в районе Нефтеюганска. Окружные власти намерены привлечь к его возведению частного инвестора, который станет эксплуатировать полигон на условиях концессионного соглашения. Комплекс будет включать в себя мусоросортировочную станцию, перерабатывающий завод, площадки для захоронения отходов. Они расположатся на участке почти в 40 гектаров. Ежегодно полигон сможет принимать до 90 тысяч тонн мусора из Нефтеюганска, Пыть-Яха, а также поселений Нефтеюганского района. Объем захоронения промышленных отходов составит не менее 600 тысяч кубометров. Оценивается проект в 860 миллионов рублей.
– Предполагается использование современных технологий переработки отходов, что существенно повысит инвестиционную привлекательность проекта, – считает заместитель директора департамента экономразвития Югры Василий Дудниченко. – Благодаря использованию современной мусоросортировочной станции и мусороперерабатывающего завода процесс обращения отходов будет выведен на качественно новый уровень, что скажется на улучшении экологической обстановки в населенных пунктах Нефтеюганского района.
Объяснили в депэкономразвития и суть партнёрства между Югрой и частными инвесторами. Полигоны станут собственностью региона, но будут отданы в 25-летнюю аренду концессионерам, как раз на срок службы полигона. Предполагается, что на мусорных свалках нового уровня бизнесмены организуют производство, позволяющее получать доходы из отходов.
Пластик отдельно, бумага отдельно
Эксперты отмечают, что строительство линий по переработке ТБО способно быть продуктивным только при условии раздельного сбора отходов. Стимулировать его можно с помощью выкупа вторсырья. Однако для этого пункты сбора мусора должны находиться в шаговой доступности в крупных населённых пунктах, а в сельской местности необходимо организовать сбор раздельно собранного мусора у каждого домохозяйства. Такая практика реализована, в частности, в Италии. Для того чтобы приучить людей в России и в Югре в частности к раздельному сбору мусора, нет другого пути, кроме финансовой заинтересованности и удобной организации этой системы.
– Проекты должны начинаться с культуры обращения с отходами на уровне каждого домохозяйства и заканчиваться формированием широкого пула производств, использующих в своей деятельности вторичное сырье, – подчёркивает глава автономного округа - Югры Наталья Комарова.
В окружном центре систему раздельного сбора мусора намерены внедрять уже со следующего года. Власти Ханты-Мансийска собираются установить возле многоквартирных домов отдельные контейнеры для сбора пластика, макулатуры, батареек, термометров и энергосберегающих ламп, чтобы у всех жителей была возможность правильно утилизировать эти виды отходов. Определённые наработки в этом направлении уже есть – селективный сбор мусора организован на Центральной площади Ханты-Мансийска, а также в двух дворах многоквартирных домов. В следующем году эксперимент значительно расширят.
– В адрес департамента городского хозяйства управляющими компаниями и ТСЖ направлено на согласование 39 адресов земельных участков под установку контейнеров для раздельного сбора пластика и бумаги, – рассказывает заместитель директора профильного ведомства Александр Ксенофонтов. – Мы рассчитываем, что эта практика станет хорошей базой для повсеместного внедрения раздельного сбора мусора.
Между тем специалисты отмечают, что главным препятствием на пути внедрения селективного сбора отходов является менталитет наших сограждан. Все опыты по внедрению системы раздельного сбора ТБО в крупных городах России провалились: специальные контейнеры для пищевых отходов, бумаги и стекла подавляющим большинством россиян попросту игнорировались. Можно, конечно, решить эту проблему методом штрафов, но выстроить четкий процесс отслеживания нарушений попросту не удастся. Принцип кнута в данном случае неуместен: нужна чётко продуманная система экономической мотивации. Впрочем, изобретать колесо не надо – Европа уже давно всё придумала. Для того чтобы каждый вид отходов попадал строго по назначению, условный немецкий бюргер получает свои 5 евроцентов за каждую пластиковую бутылку или алюминиевую банку.
– Надо учить раздельному сбору мусора с детства, – уверена специалист компании «Экобаланс» Галина Алимова. – Ребёнок должен понимать, зачем он складывает пластиковую бутылку в синий ящик, а стеклянную – в белый. Тут надо и социальную рекламу подключать, и в школах разъяснять, что это важно для экологии. В той же Европе тоже ведь не по щелчку всё произошло, лет 20 понадобилось.
Перерабатывать или закапывать?
С идеей наладить в округе раздельный сбор мусора согласны практически все эксперты. А вот с тем, что в Югре необходимо создавать собственное производство по переработке вторсырья, далеко не всё так однозначно. Например, руководитель окружного Росприроднадзора Сергей Пикунов уверен – для региона экономически более целесообразно заниматься простым захоронением ТБО, пусть и с применением современных технологий прессовки и уплотнения мусора.
– Если мы возьмём земли, которые у нас заняты под города, дороги, производство – это всего 5% от общей территории округа, – разъяснил свою позицию экочиновник. – У нас в принципе нет угрозы захламления земель, ведь полигоны занимают 1/10000 часть округа. Захоронение ТБО на полигонах на данный момент экономически оправдано в Югре. И не надо равняться на другие субъекты. В той же Москве с её населением под 20 миллионов человек, что ни начни перерабатывать, это будет выгодно. А у нас полтора миллиона югорчан, и между городами по 600 километров.
С руководителем Росприроднадзора отчасти согласны и представители компаний, занимающиеся сбором вторсырья. Сегодня в этой сфере работают порядка 20 югорских организаций. Тот же «Экобаланс» возит собранную в Ханты-Мансийске макулатуру в Свердловскую область. Туда же отправляются пластиковые бутылки.
– Понятно, что макулатура это сырьё, но перерабатывать её в Югре нецелесообразно, – говорит Галина Алимова. – Делать туалетную бумагу, причём не очень высокого качества? Изготавливать салфетки, которые будут стоить как золотые? Та же ситуация с пластиком. Допустим, мы построим заводик по изготовлению полимерной плитки. Так всего пластика Ханты-Мансийска не хватит, чтобы предприятие работало круглый год 5 дней в неделю. А возить из других городов слишком накладно.
Так что развивать производство по переработке ТБО на муниципальных свалках за счёт бюджетных средств вряд ли стоит. Именно поэтому кураторы проектов по строительству новых полигонов активно привлекают частных инвесторов. В конце концов, бизнесмен, начиная дело, просчитывает риски и ставит на кон свои деньги.
Источник:РИЦ «Югра»